Затирка швов тротуарной плитки и брусчатки: как и чем заделывать?

Причины затирки межплиточных швов


Обычно плитка лежит на основе подушки из песка. Внешние факторы же могут разрушать основу. Поэтому швы необходимо заделывать, чтобы через них ничего не попало к подушке. Затирка, которая не поддается влаге – скрепляющий элемент, который сохраняет целостность мощения. К тому же если своевременно не затирать плитку, на ней будут появляться трещины. То есть внешний вид дороги может испортиться.

Разрушение водой

Зимой вода и снег часто попадают внутрь швов. Мелкие трещинки начинают замерзать и расширяться. Материал крошиться, а трещин становится еще больше. Кроме того из-за дождя внутри плитки скапливается вода, которая становится причиной рассыхания укладки. Влага задерживается в песчаной подушке. То есть основа разрушается, а дорожка постепенно оседает или съезжает.

Попадание мусора в межплиточные щели

Если семена попадут в швы между плиткой, они будут прорастать, поднимая некоторые фрагменты мощения. Обычный мусор же загнивает и тем самым может привлечь насекомых и птиц. Это тоже вредит материалу.

Воздействие вибрации

Это основная причина негативного воздействия. Когда между плитками есть щели, во время езды или ходьбы материал станет расшатываться и откалываться. Земные толчки становятся предпосылкой возникновения трещин и сколов на материале. С течением времени зазоры увеличиваются, а плитка расходится.


Заделка сухой смесью


Технология предусматривает засыпание зазоров цементом, смешанным с песком. При замешивании соблюдают пропорции 1:5. Так удается получить прочное покрытие, устойчивое к негативному влиянию влаги.

Затирка швов тротуарной плитки сухой смесью проводится в следующей последовательности:

  1. Песок просеивают. Попадание камней крупной фракции затруднит закладывание пустот.
  2. В бетономешалку или емкость для смешивания загружают сыпучие материалы.
  3. Смешивают песок с цементом до получения однородной массы.
  4. Насыпают смесь небольшими количествами на поверхность полотна.
  5. Метлой сметают цемент с песком. При этом межплиточные швы заполняются.
  6. Заливают дорожку водой. При этом смесь в швах оседает, образуются пустоты.
  7. Насыпают второй слой цемента и песка.
  8. Заполняют ним зазоры и вновь смачивают водой.

При повторной заливке струю воды направляют на плиты. Так исключают вымывание смеси из зазоров. В местах, в которых затирка просела, потребуется добавить третий слой затирки.

После застывания удается получить прочный слой, устойчивый к механической нагрузке и перепадам температур.


Почему их следует затирать?


Когда человек планирует создание хорошего покрытия, то для этих целей может быть выбрана тротуарная, мраморная, гранитная или цементная плитка. Обычно такие материалы набивают на специально подготовленную поверхность, в основе которой находится смесь цемента и песка. В некоторых случаях под покрытие еще подготавливают фундамент. Широкое распространение плиточное покрытие добилось благодаря своему эстетическому внешнему виду и высокой износостойкости. Однако оно может быть разрушено рядом внешних факторов, которые вызваны нежеланием затереть щели.


Выполнение работ


Пустоты заполняют жидким раствором, песчано-цементной смесью или чистым песком. Затирка швов тротуарной плитки плиточным клеем нерентабельна из-за высокой стоимости.

Технология выполнения работ для каждого метода отличается. На начальном этапе проводят подготовку поверхности. Это необходимо для очистки зазоров от загрязнений. Если тротуарная плитка только уложена, то проводить чистку не требуется.

Скопившиеся загрязнения смачивают водой, подаваемой под давлением. Покрытие оставляют на некоторое время. Зазоры очищают тонким предметом. Подойдет для этой цели:

  • плоская отвертка;
  • стамеска;
  • тонкий металлический прут.

При чистке максимально удаляют скопившиеся загрязнения и извлекают корни растений. Оставшийся мусор вымывают водой, подаваемой из шланга под давлением.

Работа проводится в сухую погоду. Технология не предусматривает попадание в межплиточные швы некоторого количества жидкости. Чтобы избежать повреждения готового полотна, не следует работать при минусовой температуре окружающей среды. На морозе вода превратится в лед и сместит плиты с посадочного места.


Предварительная подготовка


Заделать швы можно несколькими вариантами:

  • с помощью бетонного раствора;
  • сухой смесью из песка и цемента;
  • специальной шпаклевочной массой.

Каждый способ предусматривает подготовку поверхности. Перед началом работ брусчатка обрабатывается водой из шланга под напором.

В случае использования бетонной основы заделка осуществляется по истечении 3 суток, после полного высыхания раствора. Укладка плитки на цементно-песчаную базу предполагает затирку щелей сразу.

Процедура заделки швов проводится в сухих погодных условиях. Межплиточные щели должны окончательно просохнуть (влажность проверяется бумажными салфетками).

С рабочей поверхности сметается мусор, расстояние между брусчаткой очищается тонким прутом, компрессором или пылесосом. Струя сжатого воздуха эффективнее и быстрее удалит лишнюю грязь, ускорит высыхание щелей. Если компрессора нет, используется старый пылесос. С помощью установки трубки на выхлопной патрубок создается своеобразный компрессор. После подготовки и чистки необходимой зоны определяется способ затирки.

Затирка швов тротуарной плитки
Затирка швов тротуарной плитки

Пористые материалы (керамическая плитка, бетон) заделываются сухой смесью из цемента и песка, материалы гладкой и плотной текстуры (мрамор, гранит) предпочтительнее затирать бетонным раствором. Для цветной плитки используется готовая смесь.


Практические советы


Существует множество советов по уходу за тротуарным покрытием, которые помогут сделать работу быстрее и эффективнее:

  • Очистку стыков от мусора и грязи во время подготовительного этапа лучше всего выполнять с помощью сжатого воздуха из компрессора. Но подойдет и узкая насадка от пылесоса, если шланг будет установлен на место “выдува” воздуха. Компрессор позволит удалить не только мусор, но и влагу. Так швы быстрее высохнут.
  • В процессе изготовления сухой смеси на основе песка и цемента следует сначала насыпать только половину песка, потом весь цемент, а в конце высыпать остаток песка. Так получится перемешать ингредиенты более продуктивно и в воздухе не будет летать цементная пыль. Если планируется добавить воду, это делается в последнюю очередь.
  • При применении пластификатора или средств для мытья посуды можно повысить пластичность цемента. То есть качество заделки станет выше. Так получится сделать цементный раствор более густым, он схватится быстрее.
  • Удалять останки цементного раствора следует через несколько часов после затирки. Как только тонкие остаточные частички схватятся, их будет очень просто удалить сухой ветошью. Но вот крупные части цементных остатков лучше убрать сразу, пока они не высохли.
  • Чтобы выяснить, смог ли раствор затвердеть в труднодоступных местах, нужно засунуть туда бумагу. Если она стала сырой, он все еще не успел схватиться.
  • Порой случаются ситуации, когда человек применял бетонную смесь для затирки швов на цветном покрытии, тем самым, испортив наружный вид дорожки. Ее можно покрасить в соответствующий цвет. Конечно, гораздо будет лучше сразу подобрать подходящий материал для затирки цветной дорожки.


Полезные советы


При заделке швов тротуарной плитки можно прибегнуть к следующим советам:

  1. Чтобы проверить, застыл ли раствор, на который посадили плитку, в труднодоступных местах, можно просунуть в зазор бумагу. Если она отсырела, раствор еще не схватился, и затирку швов придется отложить.
  2. При заделывании швов у покрытия из керамики, бетона и других материалов с мелкопористой структурой рекомендуется использовать сухую смесь, а для мрамора и гранита лучше выбрать цементный раствор.
  3. При приготовлении сухой смеси из цемента и песка сначала рекомендуется засыпать половину песка, следом за ним – цемент и сверху досыпать оставшийся песок. Это поможет перемешать состав лучше и тщательнее, к тому же так можно снизить количество цементной пыли. После этого смесь можно разводить водой.
  4. Для повышения качества цементно-песчаного раствора в сухую смесь рекомендуется добавлять пластификаторы – они увеличат силу схватывания затирки. Вместо добавок можно использовать жидкое моющее средство. При этом раствор замешивается погуще.
  5. Основной объем остатков цементного раствора следует убирать с покрытия сразу, однако окончательное удаление затирки можно произвести через несколько часов после заделки межплиточных швов при помощи сухой ветоши.
  6. При использовании затирки белого цвета для цветной плитки можно подобрать красящий пигмент в тон покрытию.

Если заделка швов проведена тщательно и аккуратно, то тротуарная плитка прослужит долгое время.


Технология и способы затирки швов тротуарной плитки и брусчатки. Важно соблюдать интервалы


Существуют два метода просыпки тротуарных швов после укладки: затирка и засыпка. Они разные, поскольку у материалов разная консистенция – густая в виде пасты и сыпучая.

Засыпка

Для начала нужно выровнять тротуар, а также уплотнить его виброплитой. Важно, чтобы часть смеси для выравнивания была вдавлена в швы, которые находятся снизу. В данном случае выйдет не только снизить расходы материала, но и повысить долговечность тротуара. Швы просыпаются в следующей последовательности:

  1. Сухая смесь на основе песка и цемента. Их нужно обработать вдоль дороги с помощью щётки.
  2. Песок. Его нужно немного увлажнить с помощью лейки.
  3. Специальная смесь Tubag. Она наносится на сухую поверхность, а потом ее необходимо увлажнить.

Сухая смесь чаще всего используется для заделывания швов с мелкопористой структурой, например, бетон и керамика.

Затирка

Когда используется влажный раствор, лучше всего распределять его резиновым штапелем. Чаще всего раствор наносится с небольшим углублением в местах между брусчатками, где имеются промежутки или же без расшивки.

Важно правильно подобрать соотношение воды и цемента, дабы влага не впиталась в сами плиты. Удалить остатки раствора возможно с помощью влажной губки.

Цементный раствор хорошо подходит для мрамора и гранита.

Интервалы

В межплиточных швах должны быть зазоры. Они компенсируют покрытие во время перепадов температур. Интервалы обеспечивают эластичность отдельных элементов дороги. Расстояние меж плит должно быть от 3 до 7 мм. Бесшовная плитка сильнее поддается разрушению при перепаде температур.

Плиточный клей

Используется достаточно редко. Он продается в виде полусухого состава. В его основе лежит песок мелкой фракции и вяжущее вещество. В застывшем виде у него высокая пористость.

Этот способ хороший, но у него есть недостаток – через клей часто прорастает трава. При этом удалить ее с помощью прочистки не выйдет – у раствора нет самовосстанавливающихся свойств. Именно поэтому клей выбирают в последнюю очередь.

Заделка сухой смесью

Сыпучая смесь делается на базе цемента и песка. Пропорция один к пяти, если применять цемент ПЦ400 и один к шести, если ПЦ500. Песок нужно просеять так, чтобы осталась лишь фракция до 0,3 мм. После цемент и сухой песок засыпывают в бетономешалку и хорошо перемешивают. Воды добавлять не надо.

Когда сделали смесь, ее применяют для засыпания в швы тротуарной плитки.  В последствии нужно будет промести вдоль щелей с помощью веника или же щетки. Прометать нужно будет до момента, пока швы не заполнятся полностью. После нужно смести останки сухой смеси и с помощью шланга полить водой.

После намокания засыпанной смеси понадобится несколько дней, чтобы схватиться. Она немножко осядет. Скорее всего, засыпку придется повторить еще раз.

Гарцовка

Гарцовка – это двухкомпонентная смесь. В ее основе может лежать следующие компоненты:

  • Речной песок.
  • Молотый доломит.
  • Керамзит.
  • Мраморная мука.

В качестве связующего вещества используется один из компонентов:

  • Цемент.
  • Известь.
  • Гипс.

Существует 4 разных марки гарцовки – от М1 до М4. Отличаются они долей вяжущего наполнителя – соответствие цемента и песка один к одному и до соответствия один к четырем.

Также гарцовка подразделяется в зависимости от фракции наполнителя от 0,5 до 2,5 мм. На упаковке редко пишут слово «гарцовка». Обычно на мешке указывают смесь ПЦС или ЦПС, а также цифра марочной прочности. Пропорции компонентов же можно прочитать в составе.

Сочетание грунтовки и шпатлевки

Затирку нужно замешать до консистенции майонеза или сметаны. Полученную консистенцию нужно наносить с помощью пистолета для герметика так, чтобы заполняющая часть выступала над текстурой покрытия на 1 мм. Потом придется подождать около одного дня, пока покрытие высохнет.

Швы между тротуарной плиткой нужно обрабатывать очень аккуратно, потому что очистить потом загрязнения с дорожки будет сложно.

У этого способа есть недостаток – материал плавится при температуре от 40 градусов и разрушается, если она ниже 35.

Работа с бетонным раствором

Раствор создается на базе цемента, воды и песка. Песок и цемент используются в пропорции один к трем. Вода добавляется в конце таким образом, чтобы консистенция смеси была как у пасты.

Раствор замешивается в бетономешалке. Полученную массу надо залить между плиткой и равномерно распределить с помощью резинового штапеля (металл повредит покрытие).

В конце брусчатку надо очистить от останков бетона с помощью губки.

Через пару дней раствор высохнет и усядется. Проделать работу потребуется еще раз.

Использование цементного раствора

Сначала выполняется просеивание песка. Если марка цемента М400 пропорции должны быть один к трем (цемент-песок). Если М500 – один к четырем.

После замешивания к ингредиентам нужно добавить воду. В результате раствор должен быть похож на густую сметану. Готовое вещество используется для заделывания зазоров. Выровнять их получиться с помощью штапеля.

Схватываться затирка швов брусчатки будет 5 дней. Возможно, потребуется провести еще одну заделку.

Водонепроницаемые растворы и герметики

Современное и усовершенствованное решение для заполнения швов плитки. Герметик не позволит сорняками прорастать, кроме того улучшает свойства засыпки. Сначала последней засыпываются швы, а на их поверхность наносится акриловый герметик, который фиксирует стыки. Вещество полностью прозрачное и хорошо впитывается в песок. Один из самых лучших способов укрепления поверхностного слоя.

Использование модифицированного и натурального песка

Модифицированный песок можно просто засыпать в щелки. Он содержит в себе полимерные добавки, твердеющие в процессе контакта с водой. В отличие от цемента песок не оставляет следов на покрытии. Просыпка легко проникает в швы и хорошо пропускает воздух.

Натуральный же песок соединяют с цементом, поскольку только так получится достичь сцепления. Обычно используется речной, карьерный не подойдет.


Зачем нужно заделывать швы?


Плитка укладывается на песчаную подушку, и внешние факторы могут стать причиной ее разрушения. Поэтому межплиточные швы необходимо подвергать заделке (фугованию) — водостойкая затирка станет дополнительным скрепляющим элементом, сохраняющим целостность мощения. Кроме этого, разрушение покрытия приводит к появлению трещин и портит внешний вид плитки.

К разрушающим факторам относятся:

  • вода;
  • сорная трава;
  • вибрирующие земные толчки.

Попадая в шов, дожди и талая вода размывают песчаное основание, подтапливая его. Это приводит к рассыханию укладки, задерживанию влаги в песчаной подушке. Поскольку основание для укладки плитки чаще всего бетонное, то влага, проникая в поры монолитной конструкции, при низких температурах превращается в лед и, расширяясь, разрушает и основание, и плитку.

Мусор

Он является вторым негативным фактором, разрушающе воздействующим на дорожки. Семена растений, попадая в межплиточные швы, прорастают, корни могут приподнять отдельные фрагменты мощения и испортить его внешний вид. Скапливающийся мусор загнивает, привлекает насекомых и птиц, что так же приводит к разрушению покрытия.

Вибрация

В результате земных толчков плохо скрепленные фрагменты тротуарного покрытия растрескиваются. К разрушению может привести и езда автомобиля — вибрация, воздействуя на плитку, способствует отклеиванию ее от основания. Зазоры могут расшириться, фрагменты плитки разойдутся и дорожки станут непригодными к ходьбе.

Заделка цементным раствором


Песок для приготовления раствора так же необходимо просеивать. Соотношение цемента и песка при использовании цемента ПЦ400 1:3, а для ПЦ500 1:4. Необходимое количество воды должно обеспечить густоту, соответствующую обычной сметане.

Раствор можно приготовить в бетономешалке или вручную в бадье. После этого его нужно разлить вдоль швов и выровнять резиновым шпателем. Металлический шпатель использовать нельзя, чтобы не повредить плитку. Сразу после заделки швов мощеную поверхность следует протереть ветошью для удаления остатков цементного раствора. Если через 3-4 дня раствор даст усадку, то всю процедуру необходимо повторить.